Урок 9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)


Презентация «Системы объектов»




Ключевые слова: 
• системный подход 
• система 
• структура 
• системный эффект 
• входы и выходы системы 
• «чёрный ящик»
 

Система и окружающая среда


Выделив некоторую систему из окружающей среды, мы как бы проводим вокруг неё замкнутую границу, за пределами которой остаются не вошедшие в систему объекты. Эти объекты оказывают влияние на систему. Сама система также оказывает влияние на окружающую среду. Поэтому говорят, что система и среда взаимодействуют между собой. 
image

Если, например, рассмотреть в качестве системы ученический коллектив одного класса, то весь остальной коллектив школы будет относиться к среде этой системы.
Воздействия среды .на систему называют входами системы, а воздействия системы на среду — выходами системы. На рисунке 18 эти связи изображены стрелками.
Например, дерево можно выделить из окружающей среды как систему, состоящую из корня, ствола, веток и листьев. Входы этой системы — вода, солнечный свет, углекислый газ, минеральные вещества и т. д. Выходы — кислород, тень от кроны, древесина, молодые побеги и многое другое (рис. 19). 
image

Для большинства реальных систем список входов и выходов бесконечен. 

Система как «чёрный ящик»


image
Очень часто человек не знает, как «внутри» устроена системе с которой он имеет дело. Человеку куда важнее знать, к каким результатам на выходе приведут определённые воздействия на вход системы. В таких случаях говорят, что система рассматриваете как «чёрный ящик».
Представить некоторую систему в виде «чёрного ящика» — это значит указать её входы и выходы, а также зависимость между ними. Такое описание позволяет целенаправленно использовать данную систему. Например, всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники являются описаниями «чёрного ящика». В них объясняется, что нужно сделать на входе (включить, нажать, повернуть и пр.), чтобы достичь определённого результата на выходе (постирать белье, получить фруктовый сок, выполнить вычисления и пр.). Однако, что при этом происходит «внутри», не объясняется. 

Плакат «Системы»


image

Вопросы и задания


1. Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
2. Приведите пример систем, имеющих одинаковый состав, но разную структуру.
3. В чём суть системного подхода? Приведите пример.
4. В чём суть системного эффекта? Приведите пример.
5. Назовите компоненты Солнечной системы. Какие из них тоже можно рассматривать как системы?
6. В составе какой надсистемы можно описать нашу планету? Для каких объектов Земля сама является надсистемой?
7. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве систем: автомобиль; компьютер; школа; армия; государство.
8. Рассматривая объект «телевизор» как систему, выберите для него из списка подходящие входы и выходы: свет; звук; электромагнитные волны; электроэнергия; мускульная сила человека; изображение; цвет; пыль; грязь; тепло; холод; регулятор громкости; кнопка включения/выключения; стоимость.
9. Приведите свой пример взаимодействия системы и среды. Укажите входы и выходы системы.
10. Объясните смысл выражения «чёрный ящик». С какими «чёрными ящиками» человек сталкивается в быту? 


Компьютерный практикум


Ресурсы ЕК ЦОР


1. Анимация «Модель Солнечной системы» (N 130547)
2. Анимация «Дыхательная система» (N 142906)


4. Интерактивная лаборатория "Чёрный ящик" (вариант ученика) (N 184058)




Компьютерный практикум
Работа 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
Задания 4 - 5



image

Задание 4. Прямоугольники


1. Откройте текстовый процессор Word.
2. Перейдите на вкладку Вставка. В группе Иллюстрации щёлкните на кнопке Фигуры, предназначенной для вставки готовых фигур — прямоугольников, кругов, стрелок, линий и пр. Внизу открывшегося меню выберите пункт Создать новое полотно.
3. С помощью инструмента Прямоугольник нарисуйте прямоугольник
image


4. Измените размеры прямоугольника; удалите прямоугольник; попытайтесь изобразить небольшой квадрат (вспомните, как вы строили квадраты в графическом редакторе Paint, с помощью клавиши image).
5. Скопируйте квадрат в буфер обмена (вкладка Главная). Разместите три копии квадрата рядом с оригиналом: 
image


6. Поочерёдно выделяя каждый из квадратов, подбирайте по своему усмотрению цвет заливки (инструмент image ) и закрашивайте его.
7. Инструментом Выбор объектов image (Главная - Редактирование - Выделить - Выбор объектов) выделите все четыре квадрата 
image


8. Скопируйте выделенный фрагмент в буфер обмена. Четыре копии фрагмента (четыре ряда квадратов) разместите под оригиналом
9. Поэкспериментируйте с различными вариантами заливки (текстура, рисунок градиентная) второго ряда квадратов: 
image


10. Измените тип и цвет линии границы каждого из четырёх квадратов 
image


11. Четвёртый ряд квадратов преобразуйте к следующему виду: 
image


Для этого: 
     1) щёлкните на фигуре, которую следует повернуть; 
     2) маркер поворота (зелёный кружок со стрелкой в верхней части выбранной фигуры) перетащите в нужном направлении.

12. Измените положение и наложение квадратов четвертого ряда по образцу: 
image


13. Сгруппируйте четыре последних квадрата в единый объект. 
Для этого: 
     1) активизируйте кнопку Выбор объекта и с её помощью очертите прямоугольник, полностью вмещающий выполненный вами рисунок; 
     2) выполните команду Средства рисования - Формат - Упорядочить - Группировать
14. Уменьшите размеры полученного объекта и разместите на экране три его копии. Отразите объекты слева направо и сверху вниз: 
image


15. Сохраните результат в личной папке под именем Квадраты
image

Задание 4. Прямоугольники


1. Откройте текстовый процессор OpenOffice.org Writer.
2. Рассмотрите панель Рисование. По всплывающим подсказкам узнайте назначение каждого элемента этой панели. 
image


3. С помощью инструмента Прямоугольник нарисуйте прямоугольник: 
image

4. Воздействуя на маркеры, измените размеры прямоугольника; удалите прямоугольник; попытайтесь изобразить небольшой квадрат (вспомните, как вы строили квадраты в графическом редакторе KolourPaint).
5. Скопируйте квадрат в буфер обмена. Разместите три копии квадрата рядом с оригиналом: 
image

Внимание! Копия объекта вставляется непосредственно над исходным объектом. Поэтому после операции вставки перетаскивайте полученный объект в нужное место.
6. Установите панель инструментов Линия и Заливка. Поочерёдно выделяя каждый из квадратов щелчком мышью, подберите им по своему усмотрению цвета заливки. 
image

7. Инструментом Выделить image выделите все четыре квадрата: 
image

8. Скопируйте выделенный фрагмент в буфер обмена. Четыре копии фрагмента (четыре ряда квадратов) разместите под оригиналом.
9. Поэкспериментируйте с различными вариантами заливки (невидимая, градиент, штриховка, текстура) внутренней области квадратов второго ряда: 
image

10. Измените стиль, толщину и цвет линии границы каждого из квадратов третьего ряда следующим образом: 
image

11. В группе Эффекты на панели Рисование найдите инструмент Повернуть image. С его помощью поверните два квадрата в четвёртом ряду. Воспользуйтесь инструментом Тень image для следующего преобразования квадратов четвёртого ряда: 
image

12. С помощью инструмента Расположить image измените расположение квадратов пятого ряда по образцу: 
image

13. Сгруппируйте четыре последних квадрата в единый объект. 

Для этого:

     1) активизируйте кнопку Выбор объекта и с её помощью очертите прямоугольник, полностью вмещающий выполненный вами рисунок; 
     2) выполните команду Средства рисования - Формат - Упорядочить - Группировать.
14. Уменьшите размеры полученного объекта и разместите на экране три его копии. Отразите объекты слева направо и сверху вниз: 
image

15. Сохраните результат в личной папке под именем Квадраты
imageimage

Задание 5. Дом


1. В текстовом процессоре откройте файл Домик.doc для image или Домик.odt для image из папки Заготовки. На экране появится рисунок: 
image

2. Выделите рисунок — щёлкните левой кнопкой внутри области рисунка. В контекстном меню рисунка выполните команду Группировка - Разгруппировать. Рисунок «рассыплется» на несколько составных частей, каждая из которых будет окружена маркерами.
3. Щёлкните вне области рисунка — все маркеры исчезнут. Поочерёдно щелкните на крыше, окне и стенах домика и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, растащите их в разные стороны. 
image

4. Из полученных частей, как из деталей конструктора, соберите большой дом. 
image

Для этого:

     1) скопируйте фрагмент «стена» в буфер обмена и разместите на экране еще 9 таких копий; 
     2) разместите в нужных местах 9 копий фрагмента «окно» и 5 копий фрагмента «крыша»; 
     3) с помощью инструментов Прямоугольник и Заливка фигуры нарисуйте закрашенный прямоугольник — дверь; 
     4) для правильной компоновки фрагментов используйте возможности их перемещения на задний план, назад, вперёд, на передний план. 

5. Сгруппируйте созданный объект.
6. По своему усмотрению измените размеры рисунка.
7. Сохраните результат в личной папке под именем Дом и закройте программу. 
При выполнении практической работы вы научились

- вставлять в текстовые документы рисунки и изменять их свойства; 
- создавать, изменять и перемещать декоративные надписи в текстовом процессоре; 
- создавать простые графические объекты (фигуры) в текстовом процессоре; 
- выделять графические объекты (фрагменты), перемещать и удалять их; 
- редактировать графические объекты: изменять размеры и поворачивать, изменять цвет заливки, тип и цвет линии границы; 
- копировать и размножать графические фрагменты; 
- собирать сложные объекты из простых: устанавливать порядок следования, группировать; 
- разделять сложные объекты на составные части. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Урок 3 Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2

Урок 22