Урок 11

Урок 11
Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»



Презентация «Как мы познаём окружающий мир»




Ключевые слова: 
• знания 
• чувственное познание: 
     - ощущение 
     - восприятие 
     - представление 
• мышление: 
     - понятие 
     - суждение 
     - умозаключение
 

Информация и знания


Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нём информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников.
Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.
Вряд ли пополнит ваши знания, к примеру, такой вот текст на родном языке, взятый из математической энциклопедии: «Резонанс — явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы».
Чтобы понять смысл простого, на первый взгляд, сообщения 55 288 1 498, рекомендуем вам познакомиться со славянским цифровым алфавитом. Информация о нём размещена в электронном приложении к учебнику. 

Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Вместе с тем совершенно понятное сообщение «Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны» не расширит ваши знания, так как не является новым для учеников 6 класса. Оно для вас неинформативно, хотя это же сообщение будет нести информацию для учеников 1 класса.
Таким образом, информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.
Получение знаний, или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) илогическое, которое ещё называют абстрактным мышлением

Чувственное познание окружающего мира


С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека — средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг (рис. 21). 
image


Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.
Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Примеры: 
     - жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон; 
     - зелёная, колючая, пахнет смолой — ёлка.
Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.
Предположим, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое; с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создаётся целостное отражение этого объекта.
Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, взглянув на зелёный луг, художник, скорее всего, восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а фермер прикинет, сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.
Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.
Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены. 

Абстрактное мышление


Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.
Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.
Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации», «столица Российской Федерации».
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.
Примеры суждений: «У квадрата все стороны равны», «Масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».
Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.
     Пример умозаключения
          Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн. 
          Масса африканского слона достигает 7,5 тонн. 
          Таким образом: 
          Вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов. 

Вопросы и задания


1. Чем является информация для человека?
2. Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания?
3. Информативны ли для вас следующие сообщения: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов» и «Термин "мультимедиа" означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе»? Ответ обоснуйте.
4. Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обла¬дает человек?
5. Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке?
6. Из чего складываются восприятия? Приведите пример.
7. Каково ваше представление о носителях информации? Опи¬шите их.
8. Что такое понятие? Приведите примеры понятий из повсе¬дневной жизни, а также из курсов математики, русского языка, истории, географии и информатики.
9. Приведите 2-3 примера суждений, в которых речь идет об объектах, изучаемых на уроках информатики.
10. Сделайте умозаключения. 
          а) Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу в 8 часов. Серёжа учится в первую смену. Когда приходит в школу Серёжа? 
          б) Названия городов — имена собственные. Имена собствен¬ные пишутся с прописной (большой) буквы. Значит, .... 
          в) Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что данное число не делится на 5. Следовательно,
11. Когда Алла, Катя и Люда спросили, какие оценки они получили за контрольную по математике, то учитель ответил: «Попробуйте догадаться сами, а я вам скажу, что в классе двоек нет, и у вас троих три разные оценки, причем у Аллы не «3», у Люды — не «3» и не «5». Какую оценку получила каждая из трёх учениц? 


Компьютерный практикум


Работа 6 «Создаём компьютерные документы»



imageimage

Задание 1. Копирование и вставка фрагментов


1. Откройте текстовый процессор.
2. Откройте файл Дом.doc для image или Дом.odt для image из папки Заготовки
image

3. Используя только операции копирования и вставки, восстановите полный текст известного стихотворения.
4. Сохраните файл в личной папке под именем Дом1 и закройте программу. 


Полный текст стихотворения для image и image 

image




imageimage

Задание 2. Поиск и замена фрагментов


1. Откройте текстовый процессор.
2. Откройте файл Мир.doc для image или Мир.odt для image из папки Заготовки
image

3. Придумайте свой «мир», заменив определение «сказочный» на другое. Постарайтесь сделать это за наименьшее число операций (можно и за одну!). 
4. Придумайте и запишите 2-3 предложения, продолжающие ваш рассказ. 
5. Сохраните файл в личной папке под именем Мир1 и закройте программу. 
imageimage

Задание 3. Ввод текста на английском языке


1. Откройте текстовый процессор.
2. Переключите клавиатуру на режим ввода латинских букв и наберите текст английской скороговорки: 
image

3. Сохраните файл в личной папке под именем Скороговорка и закройте программу. 
imageimage

Задание 4. Вставка символов, отсутствующих на клавиатуре


1. Откройте текстовый процессор.
2. Наберите следующий математический текст: 
image

Для ввода отсутствующих на клавиатуре обозначений градусов, минут и секунд:
image


1) перейдите на вкладку Вставка
2) в группе Символы щёлкните на стрелке рядом с надписью Символ
3) щёлкните на надписи Другие символы — откроется диалоговое окно Символ
4) в раскрывающемся списке Шрифт выберите Symbol
5) воспользовавшись полосой прокрутки, просмотрите символы и найдите нужный символ; 
6) вставьте найденный символ (командная кнопка Вставить).

image
1) откройте диалоговое окно Выбор символа (команда Вставка - Специальные символы); 
2) в раскрывающемся списке Шрифт выберите OpenSymbol
3) с помощью полосы прокрутки найдите и поочерёдно вставьте нужные символы. 



3. Сохраните файл в личной папке под именем Символы и закройте программу. 
imageimage

Задание 5. Работа с несколькими документами


1. Откройте текстовый процессор.
2. Последовательно откройте файл Воды1.doc для image или Воды1.odt для imageВоды2.doc для image или Воды2.odt для imageВоды3.doc для image или Воды3.odt для image из папкиЗаготовки.
3. Создайте новый файл и, используя перенос фрагментов текста и переход между окнами (например, с помощью панели задач), соберите текст в новом файле. В качестве образца используйте пример 3 на стр. 61 учебника. 


Пример 3
Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача. Усилить образность текста можно за счёт его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания. Например, в стихотворении Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» (пер. А. Шмульяна) расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:

Кипя, 
Шипя, 
Журча, 
Ворча, 
Струясь, 
Крутясь, 
Сливаясь, 
Вздымаясь, 
Вздуваясь, 
Мелькая, шурша, 
Резвясь и спеша, 
Скользя, обнимаясь, 
Делясь и встречаясь, 
Ласкаясь, бунтуя, летя, 
Играя, дробясь, шелестя, 
Блистая, взлетая, шатаясь, 
Сплетаясь, звеня, клокоча, 
Взвиваясь, вертясь, грохоча, 
Морщинясь, волнуясь, катаясь, 
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, 
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, 
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, 
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, 
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре — 
так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Обратите внимание на важные особенности естественного языка: 
многозначность — разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла; 
использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет); 
синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов; 
омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.
С одной стороны, перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»). Именно поэтому наряду с естественными языками используются языки формальные, в которых одинаковые слова всегда имеют одинаковый смысл. С примером формального языка вы познакомитесь чуть позже, при записи программ для исполнителя Чертёжник.



4. Сохраните файл в личной папке под именем Воды и завершите работу с программой. 
При выполнении практической работы вы научились

- ускорять свою работу за счёт операций копирования, вставки, поиска и замены фрагментов; 
- вводить тексты на английском языке; 
- вводить символы, отсутствующие на клавиатуре; 
- работать с несколькими документами одновременно. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Урок 3 Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2

Урок 22